![]() |
◊ |
www.udomlya.ru | Медиа-Центр | Удомля КТВ | Старый форум |
![]() |
#1 |
Супер-Модератор
|
![]()
Что бы написал о воздухе ИНСОЛ
Делягин Михаил Геннадьевич ИНСОЛ (Институт современного либерализма) Реконструкция служебной записки выполнена автором в соответствии с либеральными стандартами «Честным либералам» посвящается О развитии рыночных отношений в сфере воздухопользования: РОССИЯ ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ЧИСЛО МИРОВЫХ ЛИДЕРОВ! В 2000-е годы, в ходе реализации Стратегии социально-экономического развития РФ до 2010 года, одобренной правительством РФ в 2000 году, и Стратегии развития до 2020 года («Стратегии-2020»), одобренной правительством РФ в октябре 2008 года, в развитии рынка достигнут прогресс, сравнимый лишь с периодом либерализации цен, ваучерной и залоговой приватизации. Именно в 2000-х рыночные отношения распространились на табуированные ранее сферы естественных монополий, земле- и природопользования, социальную и жилищную сферы. Это повысило эффективность экономики, позволило ей преодолеть последствия мирового финансового кризиса 2008 года и создать ряд предпосылок для движения по пути инновационной модернизации. Однако неравномерность развития рыночных отношений сохраняется и создает опасные диспропорции, способные породить новые социально-экономические напряжения. Успешное развитие рынка в потенциально наиболее сложных социальных сферах парадоксально сопровождается их отсутствием в наиболее органично соответствующих им сферах – в частности, воздухопользования. Хотя в других сферах природопользования рыночные отношения развиваются эффективно (в рамках Земельного, Лесного и Водного кодексов), в сфере воздухопользования ситуация остается, по сути, советской: рыночные отношения ограничены взиманием штрафов (абсурдно завышенных по сравнению с возможностями бизнеса и потребностями бережливого природопользования) за сверхнормативное загрязнение окружающей среды. Историческая причина этого – трагическое наследие долгих десятилетий советской оккупации России, связанной с т. н. октябрьским переворотом, в результате чего основная часть производящих атмосферный кислород угодий все еще остается в собственности государства. Однако развитие рынка (в частности, приватизация земельных, а также лесных и водных угодий) создает не только предпосылки, но и категорическую необходимость распространения рыночных отношений на насильственно исключенное из сферы их действия воздухопользование. Растительность сельскохозяйственных и лесных угодий постоянно производит атмосферный кислород. Когда эта растительность находится в частной собственности, ее продукция также должна быть признанной находящейся в собственности ее владельца. Ее бесплатное и безвозмездное, никем и никак не контролируемое потребление является с точки зрения общественного развития бесхозяйственностью, а с точки зрения права частной собственности – воровством. Это массовое повсеместное воровство, пусть даже осуществляемое бессознательно (как, например, является воровством использование нелицензионного программного обеспечения юридически неграмотными людьми), тем не менее, является именно воровством и оказывает на общество всю полноту негативного влияния: от моральной деградации населения до дезорганизации экономического развития и дестимулирования иностранных инвестиций. Это массовое воровство парадоксально находится вне сферы внимания как государства, так и предпринимательского сообщества, которое, казалось бы, должно было в первую очередь выступить против хищнической утилизации своей продукции. Выходом, обеспечивающим оздоровление моральной атмосферы в обществе и резкое повышение конкурентоспособности России, представляется введение атмосферного кислорода в коммерческий оборот по аналогии с земельными, водными и лесными ресурсами. Следует установить, что весь атмосферный кислород, вырабатываемый растениями, является собственностью владельца этих растений, а его потребление (далее – воздухопользование) является приобретением этой собственности в целях личного либо корпоративного потребления и должно соответствующим образом оплачиваться. Формированием рынка в данной сфере на первом этапе должно заниматься государство. При этом надо сразу же заложить институциональные ограничения, не допускающие его недобросовестной конкуренции с частным бизнесом и бюрократического произвола. Ключевым элементом саморегулирующегося рынка воздухопользования, по аналогии с рынком электроэнергии, должен стать Системный Оператор – независимая регулирующая компания, капитал которой на 50% принадлежит крупнейшим частным производителям кислорода, как зарубежным, так и объединенным в саморегулирующиеся организации российским, а на 50% – российским потребителям в лице правительства РФ. В целях развития рынка, раскрепощения предпринимательской инициативы и эффективной защиты прав потребителей следует ограничить долю государства в капитале Системного Оператора исключительно стороной потребителей, установив, что 50% капитала, принадлежащие производителям, принадлежит исключительно частным компаниям. Системный Оператор должен обеспечивать непосредственное регулирование рынка воздухопользования, разрабатывать его стандарты и регламенты, вести всю необходимую для его функционирования деятельность. Правительство РФ должно разрабатывать общие правила функционирования рынка (в частности, правила ценообразования) и обеспечивать развитие конкуренции. Формирование на этой основе цивилизованного высокоразвитого рынка воздухопользования, качественно расширив сферу рыночных отношений в России, кардинально повысит капитализацию российской экономики, обеспечит масштабное и долговременное привлечение значительных иностранных инвестиций. Создание рынка корпоративного воздухопользования полностью подготовлено введением платы за пользование воздушными ресурсами, так что уточнения требуют лишь вопросы тарифообразования. Развитие же рыночных отношений в сфере индивидуального воздухопользования будет затруднено отсутствием в данной сфере готовых наработок. Это требует внедрения в практику подготовки и реализации государственных решений современных технологий интеллектуальной деятельности, в первую очередь форсайта. Следует придать статус государственного агента по интеллектуальной деятельности успешно действующему Институту форсайта с приданием ему эксклюзивного права лицензирования всей интеллектуальной деятельности на территории РФ. Нелицензированная интеллектуальная деятельность должна быть запрещена и караться как нарушение прав интеллектуальной собственности. В целом же недостаток апробированных наработок в данной сфере – серьезный вызов, который должен воодушевлять разработчиков реформы индивидуального воздухопользования, удесятеряя их силы и энергию сознанием того, что Россия после длительного перерыва, вызванного разрушительным воздействием сталинщины, коммунистического господства и изуверской попыткой реализации чудовищных фантазий о возможности т. н. «социальной справедливости» и «отсутствия эксплуатации человека человеком» наконец возвращается в число мировых лидеров. Это возвращение происходит не в традиционной для безбожного советского наследия сфере вооружений, но в деле развития рынка. Впервые в истории России ее мировое лидерство носит не террористический, угрожающий прогрессу мирового сообщества, но гуманистический и созидательный характер! О недобросовестных потребителях Урегулирование неплатежей требует особых усилий – особенно с учетом того, что тарифы индивидуального потребления должны существенно превосходить тарифы потребления корпоративного (т. к. розничные цены всегда выше оптовых). Поскольку сфера воздухопользования в принципе аналогична другим сферам жизненно важного потребления (например, рынков жилищных и коммунальных услуг), естественно применение уже апробированных на них принципов. В соответствии с ними в случае неплатежей Системный Оператор выносит потребителю предупреждение. При неуплате в течение трех месяцев вопрос выносится в суд, который принимает решение о принудительном ограничении воздухопотребления недобросовестного потребителя. Данное ограничение по решению суда должно проводиться Федеральной службой судебных приставов при помощи устройств индивидуального ограничения воздухопотребления (УИОВП). Их предстоит разработать, но за основу разумно принять устройство аналогичного назначения, широко применявшееся в развитых странах Европы в преддверии эпохи Возрождения, – т. н. гарроту. Следует в кратчайшие сроки провести конкурс на разработку и организацию производства УИОВП с участием как отечественных, так и зарубежных носителей передовых технологий . УИОВП должно быть вандалоустойчивым, обеспечивать полный контроль за основной частью воздухопотребления недобросовестного потребителя и управляться дистанционно. |
![]() |
![]() |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
|
|