Удомельский форум   ◊
www.udomlya.ru | Медиа-Центр | Удомля КТВ | Старый форум

Вернуться   Удомельский форум > Общие > Основной
Справка Пользователи Календарь Сообщения за день
Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 06.09.2013, 10:46   #1
Человекъ
Местный
 
Регистрация: 05.06.2010
Сообщений: 156
Вы сказали Спасибо: 12
Поблагодарили 46 раз(а) в 32 сообщениях
По умолчанию Хроники города Корытова

В 2012 г. в тверском приложении газеты «Аргументы и Факты» (№37, 12–18 сентября 2012 г.) опубликовали статью «Ошибка в паспорте». Здесь же остроумный подзаголовок – «Молодому городу Удомле более 500 лет». Автор статьи, журналистка Евгения Сидельникова, пишет: «Ходят легенды, что город в своё время собирались переименовать. Правда, нового имени так и не придумали». Здесь же ей отвечает удомельский краевед Алексей Намзин: «Я слышал об этом ещё в детстве. Но, к счастью, судьба городов Калинин, Андропов и того же Сталинграда обошла нас стороной. Мы остались теми же, кем были более пяти сот лет назад – удомельцами».
На самом деле Удомлей этот замечательный тверской городок стал по недоразумению. Листая «Краеведческий словарь Удомельского района Тверской области» (составитель Н.А.Архангельский) на 32 странице я вдруг наткнулся на потрясающую информацию. Оказывается, современный г.Удомля построен на месте деревни Корытово, которая находилась здесь с незапамятных времён, а упоминается впервые в 1478 году.
Так что нового имени для «молодого города» с 500-летней историей и выдумывать не надо. Удомля должна была стать Корытовым. А жители соответственно – корытовцами. Ну посудите сами, что такое «Удомля»? А «удомельцы»? Нет, право, даже не смешно.
Другое дело Корытово! Корытовцы – это звучит гордо!
Уважаемые удомельцы-корытовцы! Предлагаю вам настоящее дело. Нужно вернуть вашему городку историческое имя. Дело великое. И прославитесь. К тому же и денег на переименование городской инфраструктуры почти не понадобится. Например, КАЭС так и останется КАЭС – Корытовская атомная электростанция. Организуйте движение «Вернём городу историческое имя».
Готов поддержать эту нужную инициативу публикацией (периодически, отдельно по главам) повести с рабочим названием «Хроники города Корытова»:
http://vk.com/public58057051
Человекъ вне форума   Ответить с цитированием
Этот пользователь сказал Спасибо Человекъ за это полезное сообщение:
дмитрий1984 (06.09.2013)
Старый 06.09.2013, 13:44   #2
<:)
Местный
 
Аватар для <:)
 
Регистрация: 09.04.2007
Сообщений: 691
Вы сказали Спасибо: 1
Поблагодарили 245 раз(а) в 137 сообщениях
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Человекъ Посмотреть сообщение
Готов поддержать эту нужную инициативу публикацией (периодически, отдельно по главам) повести с рабочим названием [B]«Хроники города Корытова»
Не, не нужно.
<:) вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.09.2013, 15:33   #3
Человекъ
Местный
 
Регистрация: 05.06.2010
Сообщений: 156
Вы сказали Спасибо: 12
Поблагодарили 46 раз(а) в 32 сообщениях
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от <:) Посмотреть сообщение
Не, не нужно.
Ну, что Вы! Как раз необходимо!
Человекъ вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.09.2013, 15:09   #4
BlackhearT
Местный
 
Аватар для BlackhearT
 
Регистрация: 26.04.2006
Адрес: город-герой Удомля
Сообщений: 826
Вы сказали Спасибо: 149
Поблагодарили 316 раз(а) в 129 сообщениях
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Человекъ Посмотреть сообщение
В 2012 г. в тверском приложении газеты «Аргументы и Факты» (№37, 12–18 сентября 2012 г.) опубликовали статью «Ошибка в паспорте». Здесь же остроумный подзаголовок – «Молодому городу Удомле более 500 лет». Автор статьи, журналистка Евгения Сидельникова, пишет: «Ходят легенды, что город в своё время собирались переименовать. Правда, нового имени так и не придумали». Здесь же ей отвечает удомельский краевед Алексей Намзин: «Я слышал об этом ещё в детстве. Но, к счастью, судьба городов Калинин, Андропов и того же Сталинграда обошла нас стороной. Мы остались теми же, кем были более пяти сот лет назад – удомельцами».
На самом деле Удомлей этот замечательный тверской городок стал по недоразумению. Листая «Краеведческий словарь Удомельского района Тверской области» (составитель Н.А.Архангельский) на 32 странице я вдруг наткнулся на потрясающую информацию. Оказывается, современный г.Удомля построен на месте деревни Корытово, которая находилась здесь с незапамятных времён, а упоминается впервые в 1478 году.
Так что нового имени для «молодого города» с 500-летней историей и выдумывать не надо. Удомля должна была стать Корытовым. А жители соответственно – корытовцами. Ну посудите сами, что такое «Удомля»? А «удомельцы»? Нет, право, даже не смешно.
Другое дело Корытово! Корытовцы – это звучит гордо!
Уважаемые удомельцы-корытовцы! Предлагаю вам настоящее дело. Нужно вернуть вашему городку историческое имя. Дело великое. И прославитесь. К тому же и денег на переименование городской инфраструктуры почти не понадобится. Например, КАЭС так и останется КАЭС – Корытовская атомная электростанция. Организуйте движение «Вернём городу историческое имя».
Готов поддержать эту нужную инициативу публикацией (периодически, отдельно по главам) повести с рабочим названием «Хроники города Корытова»:
http://vk.com/public58057051
Вам смотрю совсем делать не чего!
__________________
Жизнь похожа на собачью упряжку. Если вы не вожак - картина никогда не меняется.
BlackhearT вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.09.2013, 15:34   #5
Человекъ
Местный
 
Регистрация: 05.06.2010
Сообщений: 156
Вы сказали Спасибо: 12
Поблагодарили 46 раз(а) в 32 сообщениях
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от BlackhearT Посмотреть сообщение
Вам смотрю совсем делать не чего!
Благодарю за поддержку! Чувствую в Вас настоящего корытовца!
Человекъ вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.09.2013, 16:16   #6
A K M
Местный
 
Аватар для A K M
 
Регистрация: 26.01.2008
Адрес: Городское поселение
Сообщений: 5,480
Вы сказали Спасибо: 866
Поблагодарили 1,165 раз(а) в 737 сообщениях
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от BlackhearT Посмотреть сообщение
Вам смотрю совсем делать не чего!
Чё, станционная сатира лучше?
__________________
Ничто не ново под луною!
A K M вне форума   Ответить с цитированием
Этот пользователь сказал Спасибо A K M за это полезное сообщение:
дмитрий1984 (12.09.2013)
Старый 06.09.2013, 19:58   #7
Негреану
Местный
 
Регистрация: 13.12.2012
Сообщений: 133
Вы сказали Спасибо: 3
Поблагодарили 46 раз(а) в 28 сообщениях
По умолчанию

Дениска-Человекъ,а Вы в курсе,что в Вашей бывшей(весьма недолго) вотчине-даче "Чайка" ремонтище идёт?
Может лучше об этом?
Что Вы зациклились на Корытове,ведь уже не в первый раз поднимаете тему?!
К Вашему сведению,на территории нынешней Удомли есть Мерлугинский переулок.Раньше там была деревня Мерлугино.Так что мы не только корытовцы,но и мерлугинцы.
А взять столицу нашей Родины Москву,так там десятки деревень были поглощены городом.
Кем предложите называть себя москвичам-Черёмушкинцами,Бирюлёвцами или, прости Боже, Чертановцами?
Негреану вне форума   Ответить с цитированием
Старый 08.09.2013, 14:50   #8
Человекъ
Местный
 
Регистрация: 05.06.2010
Сообщений: 156
Вы сказали Спасибо: 12
Поблагодарили 46 раз(а) в 32 сообщениях
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Негреану Посмотреть сообщение
Дениска-Человекъ,а Вы в курсе,что в Вашей бывшей(весьма недолго) вотчине-даче "Чайка" ремонтище идёт?
Уважаемый (-ая) Негреанка-надеюсь, тоже человек (хотя времена теперь такие весёлые, что приходится сомневаться во всём).
Узнав ещё летом о том, что в моей бывшей вотчине на упомянутой даче идёт ремонтище я, признаюсь, с досады едва не повесился. А чтобы случаем не повеситься, отчаянно запил. И пил до тех пор, пока чуть было не застрелился из игрушечного пистолета с пробкой. Когда пробка отскочила от моей головы, я вдруг просветлел, почти как Будда, и понял, что ремонтищу нужно радоваться. И вот почему.
Помнится, когда моей вотчиной (весьма недолго) была дача «Чайка», мне посчастливилось наблюдать свадьбы, которые приезжают к этому объекту культурного наследия, чтобы тоже наследить. О, это очень древний корытовский обычай, непонятный другим народам!
Так вот свадеб таких за короткий период прошло не одна-две, даже не один-два десятка, а, скажем так – множество. В иной выходной день и по пять-шесть кортежей приезжали. Даже толкались, чтобы разъехаться.
Итак, свадеб было много, но все они были одинаковыми. Вот типичный случай, он обязательно войдёт в мою книгу, в главу «Жлобяне».
Летом 2012 г. подкатывает к даче «Чайка» вереница машин. По дико громкой музыке их можно было услышать за версту. Стрельбы, как на Кавказе не было, но сигналами распугали всё живое в округе.
И вот подъезжает эта чисто народная свадьба к старинной аристократической усадьбе, служащей теперь для корытовского народа местом культуры и отдыха. Из машин вылезли новые господа. Лица у всех светятся благородством и радостью. Дамы, раскрашенные как индейцы. Мужчины тоже как индейцы, но не от боевой парфюмерной раскраски, а от аперитива.
В ожидании обязательной фотоссессии и выпивки на террасе старинной усадьбы, только ради чего свадьба и прикатила на «Чайку», все разбредаются по парку. Джентльмены удаляются под сень дерев курить. Над местом ритуального курения стоит мат, такой же густой, как и табачный дым. Дамы, ковыляя на высоких каблуках, рыщут по кустам в поисках острых ощущений. Что замечательно, из кущей тоже иногда доносится мат.
Вскоре приходит фотограф. Он трезвый, поэтому все слушают его команды, какими бы нелепыми они ни были. «Всем присесть у стенки! - приказывает фотограф. – На счёт три, всем прыгать вверх!» И действительно, на счёт три под общий хохот не присевших все присевшие прыгают. Кто-то падает. И тоже под общий хохот.
Когда на террасу принесли ящики со спиртным, я находился внутри музея: рассказывал одному особенно любопытному гостю из свиты новобрачных о художнике, основателе дачи. Гость бычился, глядел посоловелыми глазами на экспонаты, но слушал внимательно. Вдруг мы содрогнулись, причём содрогнулись вместе со зданием дачи-музея: со стороны террасы были слышны глухие удары, как будто кто-то рубил здание топором.
Выбежав на террасу, я увидел, как жених, молодой детина в дорогом серебристом костюме, бьёт о стену памятника культуры бутылкой вина. Вся остальная публика внимательно наблюдала за процессом борьбы бутылки и культуры. «Что вы делаете!» – возопил я. «Бутылку открываю, – пояснил жених. – Мы штопор забыли».
Это простое объяснение меня сразу обезоружило. Я заметил детине, что открывать бутылки о памятник культуры не годится. «Но обо что же тогда открывать?» – вполне искренне удивился он. Я посоветовал попробовать приспособить под это дело его собственную голову. Корытовцы на это не обиделись, и даже посмеялись. Впрочем, я всегда ценил настоящий корытовский юмор.
Теперь я очень рад, что на «Чайке» ремонтище идёт. Главное, стены сделать покрепче, чтобы корытовцам было обо что бутылки открывать.
И забор не мешало бы соорудить основательней. Помню, летом 2012 г. приезжали отдыхать на побережье «Чайки» корытовские медики, битком набитая народом карета «Скорой помощи» прикатила. Так вот потом, уже за полночь, пришлось с забора полуголого водителя снимать – он, изрядно набравшись, пытался перелезть через ограду и застрял. Когда его наконец сняли и отволокли к машине, я поинтересовался у более-менее трезвого медика: как же, спрашиваю, он теперь машину поведёт? «А он у нас привычный», – ответили мне.

Цитата:
Сообщение от Негреану Посмотреть сообщение
Может лучше об этом?
Что Вы зациклились на Корытове,ведь уже не в первый раз поднимаете тему?!
Это верно. Однако теперь предстоит поднять эту тему на высоком идейно-эстетическом уровне. Всё вышеописанное войдёт в книгу.
Цитата:
Сообщение от Негреану Посмотреть сообщение
К Вашему сведению,на территории нынешней Удомли есть Мерлугинский переулок.Раньше там была деревня Мерлугино.Так что мы не только корытовцы,но и мерлугинцы.
– Узнаю брата Колю!
Цитата:
Сообщение от Негреану Посмотреть сообщение
А взять столицу нашей Родины Москву,так там десятки деревень были поглощены городом.
Кем предложите называть себя москвичам-Черёмушкинцами,Бирюлёвцами или, прости Боже, Чертановцами?
Не надо брать «столицу нашей Родины Москву». Её уже кто-только ни брал: и татары, и поляки, и французы… И ушли ни с чем. Потому что чертановцы, как и корытовцы, непобедимы.
Человекъ вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.09.2013, 16:07   #9
A K M
Местный
 
Аватар для A K M
 
Регистрация: 26.01.2008
Адрес: Городское поселение
Сообщений: 5,480
Вы сказали Спасибо: 866
Поблагодарили 1,165 раз(а) в 737 сообщениях
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Человекъ Посмотреть сообщение
В 2012 г. в тверском приложении газеты «Аргументы и Факты» (№37, 12–18 сентября 2012 г.) опубликовали статью «Ошибка в паспорте». Здесь же остроумный подзаголовок – «Молодому городу Удомле более 500 лет». Автор статьи, журналистка Евгения Сидельникова, пишет: «Ходят легенды, что город в своё время собирались переименовать. Правда, нового имени так и не придумали». Здесь же ей отвечает удомельский краевед Алексей Намзин: «Я слышал об этом ещё в детстве. Но, к счастью, судьба городов Калинин, Андропов и того же Сталинграда обошла нас стороной. Мы остались теми же, кем были более пяти сот лет назад – удомельцами».
На самом деле Удомлей этот замечательный тверской городок стал по недоразумению. Листая «Краеведческий словарь Удомельского района Тверской области» (составитель Н.А.Архангельский) на 32 странице я вдруг наткнулся на потрясающую информацию. Оказывается, современный г.Удомля построен на месте деревни Корытово, которая находилась здесь с незапамятных времён, а упоминается впервые в 1478 году.
Так что нового имени для «молодого города» с 500-летней историей и выдумывать не надо. Удомля должна была стать Корытовым. А жители соответственно – корытовцами. Ну посудите сами, что такое «Удомля»? А «удомельцы»? Нет, право, даже не смешно.
Другое дело Корытово! Корытовцы – это звучит гордо!
Уважаемые удомельцы-корытовцы! Предлагаю вам настоящее дело. Нужно вернуть вашему городку историческое имя. Дело великое. И прославитесь. К тому же и денег на переименование городской инфраструктуры почти не понадобится. Например, КАЭС так и останется КАЭС – Корытовская атомная электростанция. Организуйте движение «Вернём городу историческое имя».
Готов поддержать эту нужную инициативу публикацией (периодически, отдельно по главам) повести с рабочим названием «Хроники города Корытова»:
http://vk.com/public58057051
историческая справка

Удомельский район расположен в северной части Тверской области. Район находится на северо-восточных отрогах Валдайской возвышенности, называемых Лесной (или Удомельско-Лесной) грядой. По этим возвышенностям проходит водораздел между Балтийским и Каспийскими морями, между водосборными площадями р. Волги и Невы.
Район занимает площадь 2476,2 кв.км. На севере район граничит с Новгородской областью, на западе – с Бологовским районом Тверской области, на юге – с Вышневолоцким, на востоке – с Максатихинским, на северо-востоке – с Лесным.
Удомля - историческое название местности, примыкающее к озерам Удомля и Песьво, которая лишь в 1929 году была очерчена границами современного Удомельского района Тверской области. До 1929 года удомельские земли входили в состав Вышневолоцкого уезда. С 1904 года название «Удомля» получила железнодорожная станция Троица на железной дороге Бологое – Ярославль, которая возникла в 1869 году. В 1974 году на берегу оз. Удомля началось строительство Калининской атомной электростанции. В 1981 году поселок Удомля стал городом Удомля.
Сегодня в Удомельском районе проживает 42 тыс. жителей, из них в г. Удомля - 35 тыс.
Удаленность по автодороге от Москвы - 330 км, от Твери – 185 км, от Вышнего Волочка – 56 км. От Бологое по ж/д – 60 км, от Максатихи – 52 км. От Санкт-Петербурга по железной дороге – 360 км. Автобусы из Удомли ходят до В.Волочка, Твери и Москвы.
Впервые слово «Удомля», как название местности, упомянута в летописях Великого Новгорода в 1478 году – Москва вела перепись присоединенных новгородских земель. Удомельская волость входила в состав Тверской половины Бежецкой пятины Великого Новгорода. До прихода новгородских словен в VIII – IXвв. эти земли были заселены угро-финскими племенами.
Слово «Удомля», согласно версии удомельского краеведа Н.А. Архангельского, означает на старославянском - «члененное, состоящее из частей» («уд» - часть, член), что точно описывает характер озера, которое изобилует островами, заливами, плесами.

В «Повести временных лет» впервые упомянута река Мста, которая сегодня является западной границей Удомельского района: «В лето 948 года шла княгиня Ольга по Мсте и ставила дани и погосты».
По предположению в селе Млево на р. Мста похоронена Марфа Ивановна Борецкая (Посадница),жена Новгородского посадника Исаака Андреевича Борецкого. На кладбище возле храма сохранилась плита-надгробие из темного кристаллического сланца с высеченными буквами: «Лета 7 положенася преставися раба божия Марфа напа» (В 7000 году от сотворения мира, т.е. в 1492 году от Рождества Христова, похоронена представившаяся раба Божия Марфа напа).
На берегу озера Удомля в сельце Гарусово родился и провел свои детские годы граф Алексей Андреевич Аракчеев (1769-1834). В селе Островно, находясь в гостях у дворян Корсаковых он, одинадцатилетний мальчик, принял решение стать военным и в 13 лет поступил в Артиллерийский и Инженерный Шляхетский кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Семью Аракчеевых духовно окормлял дед ученого Дмитрия Ивановича Менделеева (1834-1907) Павел Максимович Соколов. Он был священником храма Покрова Пресвятой Богородицы на погосте Покровский Тихомандрицкий в двух километрах от Гарусово. Иван Павлович, отец ученого родился на берегах речки Тихомандрицы в 1783 году, а свою фамилию получил от фамилии удомельских помещиков Менделеевых во время учебы в Тверской духовной семинарии. Сам Дмитрий Иванович в возрасте 17 лет приезжал к своим родственникам в село Млево на реке Мсте в 1852 году.
При Александре IАракчеев стал основным докладчиком императору по большинству вопросов внутренней и внешней политики России. Современники сильно исказили исторический образ Аракчеева, и лишь сегодня происходит переосмысление заслуг этого выдающегося человека – настоящего патриота и государственника.
Всю свою жизнь он поддерживал отношения со своими земляками. Особенно тесно он общался с Михаилом Васильевичем Храповицким (1758-1819). Поэт, писатель, публицист, выступавший за отмену крепостного права еще в начале XIX века и отпустивший на волю 869 крепостных душ в 1819 году – один из первых случаев массового освобождения крестьян во всей Российской Империи.
Родовое имение Храповицких «Бережок» находилось на озере Песьво, соединенное с озером Удомля короткой протокой. Мать Михаила Васильевича – Елена Михайловна была дочерью М.И. Сердюкова, строителя вышневолоцких каналов. Его старший брат - Александр Васильевич Храповицкий (1749-1801) был статс-секретарем Екатерины II. В детстве Александр Храповицкий с отцом бывал у М.В.Ломоносова, а в 20 лет давал уроки русского языка А.Н.Радищеву.

В XIX, начале XX века Удомлястановится одним из мест, где активно творится русское искусство.
Дважды в Удомле происходит смена эпох в русской живописи - А.Г. Венецианов, И.И. Левитан, рождение новой музыкальной культуры - В.В. Андреев. Удомля причастна также к рождению новой драматургии - А.П. Чехов.
В 1815 году землю возле села Дубровское Вышневолоцкого уезда купил художник Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847). Он работал в удомельском крае с 1819 по 1847 годы, сначала в сельце Трониха, а с 1832 года в Сафонково. Здесь он утверждал в русской живописи новую эстетику, национальную тему, писал с натуры простых людей и окружающие человека предметы. В Удомельском крае им были написаны все основные картины, среди которых: «Гумно», «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Спящий пастушок» и др.
Кроме собственной художественной деятельности, Венецианов открыл на свои средства в имении единственную тогда в России художественную школу для людей «простого звания». В разное время на удомельской земле начинали свой путь в живописи десятки художников: А.В. Тыранов, Н.С. Крылов, А.А. Алексеев, М.С. Эрасси, С.К. Зарянко, П.Е. Чернышев, Ф.И. Игин, Н.А. Бурдин и другие, многие из которых стали в последствии академиками.
Трое учеников Венецианова: Г.В. Сорока (д. Покровское), Ф.М. Славянский (д. Вышково), И.В. Васильев (д. Всесвятское) были уроженцами удомельской земли, крепостными. Двух последних Венецианову удалось освободить из крепостной зависимости, и они также стали академиками живописи.
При имении Венецианова существовала также школа для обучения крестьянских детей чтению, счету и письму, небольшая «больничка», где проходили лечение в условиях стационара (для содержания больных было отведено несколько коек в специально оборудованном помещении) крестьяне из окрестных деревень, к ним была приставлена женщина-сиделка.
А.Г.Венецианов разбился на лошадях 4 декабря 1847 года у с. Поддубья и был похоронен на Дубровском погосте.
Художник Григорий Васильевич Сорока (1823-1864) является характерным примером русского самородка. Он родился в д.Покровское возле оз. Молдино в крестьянской семье. Семья находилась в крепостной зависимости у Н.П.Милюкова, владельца ус. «Островки» на том же озере. Примерно в 1841 году Милюков отдал Григория (по рождению Васильева, кличка «Сорока» лишь позднее стала фамилией) в обучение А.Г.Венецианову. В общей сложности, Сорока обучался у мастера не полные год – полтора. Он редко покидал пределы своей родины. Известно лишь об одной его дальней поездке в Тамбовскую губернию, где им были написаны, примерно в конце 40-х годов, хрестоматийные картины: «Вид на плотину», «Рыбаки», «Вид на озеро». Тем не менее, он достиг в живописи академических высот и стал самым известным из учеников Венецианова, оставаясь при этом по теме и по духу истинно народным художником. На удомельской земле им были написаны картины: «Гумно», «Кабинет в Островках», «Вид на озере Молдино в усадьбе Островки», «Автопортрет» и многие другие. Кроме живописи Сорока, как и его учитель, много занимался иконописью, расписывал храмы в близлежащих приходах.
__________________
Ничто не ново под луною!
A K M вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.09.2013, 16:08   #10
A K M
Местный
 
Аватар для A K M
 
Регистрация: 26.01.2008
Адрес: Городское поселение
Сообщений: 5,480
Вы сказали Спасибо: 866
Поблагодарили 1,165 раз(а) в 737 сообщениях
По умолчанию

Венецианов предпринимал постоянные попытки освобождения Сороки из крепостной зависимости. Но Милюков, являясь другом Венецианова на протяжении долгих лет, так и не дал вольную талантливому юноше, и Сорока получил свободу только с отменой крепостного права в 1861 году. В 1864 году произошел конфликт между художником и бывшим хозяином. Сорока от имени крестьянской общины написал жалобу на Милюкова за продолжающиеся притеснения. Ему было назначено наказание. Не ожидая его исполнения, художник наложил на себя руку – повесился в горшечном сарае на краю родной деревни и был похоронен, как самоубийца, за оградой сельского кладбища.
В деревенской глуши Сорока достиг академических высот в живописи, не потеряв при этом народного восприятия жизни.

Летом 1893 года, после работы в д. Гирино на реке Мсте, в удомельский край впервые приезжает художник Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Он поселился на озере Островно в усадьбе дворян Ушаковых вместе со своей спутницей художницей С.П. Кувшинниковой. Именно в Островно и на соседнем озере Удомля он пишет этюды к картине «Над вечным покоем», о чем свидетельствует Кувшинникова: «Картину «Над вечным покоем» Левитан написал уже позже, в лето, проведенное под Вышним Волочком, близ озера Удомля. Местность и вообще весь мотив целиком были взяты с натуры...» На оз.Удомля он останавливается в усадьбе дворян Аракчеевых в сельце Гарусово.
В 1894 году Левитан с Кувшинниковой повторно приезжают к Ушаковым в сопровождении молодой писательницы Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник (1874-1952). В середине лета в соседнюю усадьбу «Горка» приехала супруга помощника градоначальника Санкт-Петербурга И.Н.Турчанинова Анна Николаевна. После короткой борьбы двух женщин Левитан переселяется в «Горку». Здесь в 1894 году им был написан целый цикл работ пастелью. События этого года описала в рассказе «Старшие» Щепкина-Куперник.
В марте 1895 года Левитан в третий раз приезжает на оз.Островно и пишет с натуры картину «Март», ставшую по утверждению искусствоведов выводом из «передвижнического пейзажа» и «предвестием пейзажа XX века», а осенью того же года - картину «Золотая осень». Всего же в Удомле им было написано не менее 50 картин и этюдов. Именно в Удомле Левитан достиг своего пика как пейзажист, а картины, написанные в Удомле, выдвинули его в первый ряд русской пейзажной живописи.
Летом 1895 года к больному меланхолией Левитану на пять дней приезжает писатель Антон Павлович Чехов (1860-1904). Именно здесь он увидел те события, которые впоследствии легли в основу пьесы «Чайка», пьесы, которая ознаменовала своим появлением на сцене рождение новой драматургии. Именно здесь на глазах у писателя Левитан совершает символический жест – убивает чайку и бросает ее к ногам любимой женщины. Так же по удомельским впечатлениям им был написан рассказ «Дом с мезонином».
Левитан открыл эти места для целой плеяды русских художников, которые писали свои картины на озерах Кезадра, Островно, Удомля, Песьво, Молдино. Дольше всех в Удомле жил и работал Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (1872-1957). Здесь им написано большинство картин: «Час тишины», «Вечер юного мая», «Дом с клумбой перед ним» и др. В 1912 году он построил на оз.Удомля дачу «Чайка», которую посещали и до сих пор посещают многие художники.
Сотни картин написал в усадьбе «Островки» на оз. Молдино и в усадьбе одного из основателей русской школы офтальмологии Л.Г. Беллярминова «Бережок» на оз. Песьво «певец дворянских гнезд» Станислав Юлианович Жуковский (1873-1944): «Плотина», «Радостный май», «В старом доме» и др.
Свои основные картины создал в крае Александр Викторович Моравов (1878-1951): «Старый зал. Островно», «Заседание комитета бедноты», «В волостном загсе», «Подсчет трудодней» и др.
Около четырнадцати лет работал в Удомле Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945): «Новые хозяева», «Именины учительницы», «У перевоза», «Подношение» и др.
С 1918 по 1921 год на оз.Островно в усадьбе Ушаковых жил и работал Константин Алексеевич Коровин (1863-1939). Вместе с семьей Коровина в доме жила семья философа Бориса Петровича Вышеславцева (1887-1954).
Много и плодотворно работал художник-анималист Алексей Степанович Степанов (1858-1923): «Лошади у освещенного окна», «Дом в Гарусове», «Уехали» и др.
В разные годы в Удомле также работали художники: А.Е. Архипов, В.Н. Мешков, И.Э. Грабарь, В.В. Рождественский, П.П. Белоусов, Н.М. Ромадин, театральный художник Б.И. Волков, К.К. Иванов, и многие др. В селе Млево родился художник Николай Яковлевич Борисов (1873-1942). В начале 1900-х годов он два года жил в семье И.Е.Репина на положении члена семьи. С 1929 года Борисов жил и работал в Твери.
С 1865 года в сельце Марьино (сегодня оно вошло в состав села Молдино на оз.Молдино) жила семья создателя первого оркестра русских народных инструментов, композитора и исполнителя русской народной музыки Василия Васильевича Андреева (1861-1918). Именно здесь в 1883 году он впервые услышал балалайку и научился на ней играть. Позже он совершенствует ее, создает в Марьино мастерскую по изготовлению русских народных инструментов, а летом здесь же проходят репетиции первого оркестра русских народных инструментов. Изготовлением балалаек занимается местный столяр-краснодеревщик Семен Иванович Налимов. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году его инструменты получили Большую золотую медаль, а самого Налимова современники за большое мастерство называли «русским Страдивари».
Таким образом, выход на академическую сцену русских народных инструментов, русских мелодий и песен произошел, прежде всего, с удомельской земли.
В сельце Андреевское (сегодня дер. Тараки) на реке Волчине имел имение Всеволод Иванович Роборовский (1856-1910) - сподвижник Н.М. Пржевальского. С детских лет и до самой смерти он регулярно приезжал в удомельский край. Всеволод Иванович участвовал в двух азиатских экспедициях под руководством Пржевальского: 1880 г., 1883-1885 гг. В 1889-1891 гг. – под руководством Певцова. В 1893-1895 гг. сам возглавил очередную экспедицию в Азию. Всеволод Иванович умер в своем имении летом 1910 года и похоронен в селе Овсищи.
В 1905 году дачу на озере Кубыча в трех километрах от станции Удомля купил изобретатель радио Александр Степанович Попов (1859-1906) Долгие годы после смерти ученого в Удомле жила его семья. Жена Раиса Алексеевна работала врачом в удомельской больнице, а дети преподавали в удомельской школе.
В сельце Рождественское на оз.Кезадра родился Александр Александрович Колокольцов (1833-1904). Воспитанник Морского кадетского корпуса. В 1852-1854 гг. он участвовал в морском походе фрегата «Паллада» к берегам Японии с первой русской миссией под руководством князя Е.В.Путятина. После кораблекрушения фрегата «Диана» в 1854 году во время цунами у берегов Японии руководил постройкой шхуны «Хеда». Этой шхуне было суждено послужить образцом для возникавшего тогда японского флота. В 31 год Колокольцов возглавил строительство в Санкт-Петербурге Обуховского сталелитейного завода – крупнейшего оборонного предприятия своего времени, выпускающего вооружение для броненосного флота России.
Его брат Николай Александрович Колокольцов (1832 – 1891) также окончил Морской корпус. 18 ноября 1853 года в составе русской эскадры под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова в звании мичмана участвовал в Синопском сражении на корабле «Ростислав». В ходе боя совершил подвиг – спас от взрыва корабль. В 1855 году участвовал в обороне Севастополя. Позже дослужился до контр-адмирала. Умер в Санкт-Петербурге в 1891 году, по завещанию был похоронен на погосте Покровский-Тихомандрицкий Вышневолоцкого уезда (сегодня территория Удомельского района).
В имение Дугино на озере Перхово в начале 1890-х годов существовала одна из первых в России земледельческих общин последователей учения Л.Н.Толстого, которую возглавил один из самых близких учеников писателя Михаил Александрович Новоселов (1864-1938). Из села Поддубье на оз.Молдино и Дугино он ведет активную переписку с писателем. После отхода от учения Толстого, он становится ревнителем Православия, занимается изданием религиозной литературы сначала в Вышнем Волочке, а затем в Троице-Сергиевой Лавре. Друг философов В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, о.Павла Флоренского, И.А.Ильина, художника М.В.Нестерова. Обличитель Григория Распутина в начале 1910-х годах и богоборческой власти в 1920-х.
В родовом имении Подолец возле с.Котлован родился писатель-натуралист Николай Анатольевич Зворыкин (1873-1937). Здесь, у местных мужиков он брал первые уроки охоты, а в охоте на волков стал признанным авторитетом. Друг С.А.Бутурлина, одного из основателей русской школы охотоведения, писателей И.С.Соколова-Микитова и Е.В.Бианки. Первые три рассказа Зворыкина были опубликованы в декабре 1914 года в литературно-политическом журнале «Русская мысль». Сам факт публикации в этом журнале, среди имен, составляющих славу и гордость русской культуры, свидетельствовал о высокой оценке его литературного дарования. За 12 лет им было написано 17 книг и брошюр на охотничьи темы, опубликовано более 50 статей, очерков и рассказов.
Писатель-этнограф Сергей Васильевич Максимов (1831-1901) посетил в 1880-х годах с.Млево и написал об этом посещении содержательный отзыв, который вошел в очерк «Чесна-вдова». Николай Константинович Рерих (1874-1947) посетил в 1906 году во Млево с кн. П.А. Путятиным древнейший письменный памятник удомельской земли – надгробную плиту 1498 года, как предполагается Марфы Борецкой (Посадницы).
...
http://www.gorod-udomlya.ru/o_gorode...eskaya_spravka
__________________
Ничто не ново под луною!
A K M вне форума   Ответить с цитированием
Ответ


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 12:23. Часовой пояс GMT +3.


Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.
Powered by vBulletin® Version 3.8.9
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot