Заткнуть диакона Баранова         
         Тамбовский диакон Сергий (Баранов),  выступивший против преследования участниц Pussy Riot, оказался под  прессом ФСБ, РПЦ и областной администрации. Ему тактично угрожают
                    
        
 История с диаконом Барановым громыхнула в начале недели.
      В открытом письме (он разместил его в своем Фейсбуке) диакон  Сергий попросил патриарха Кирилла снять с него сан — в знак несогласия с  участием РПЦ в преследовании Pussy Riot.  И добавил: «Находиться в одной Церкви с лжецами, стяжателями и  лицемерами считаю для себя совершенно невозможным из соображений этики. Я  дорожу своей верой, но остаться после случившегося в РПЦ означало бы,  что я одобряю их действия и, следовательно, соучаствую в них». В ответ  Церковь заявила сначала, что никакого диакона Баранова в Тамбове не  существует. Но наличие Баранова уже установили журналисты. И от Церкви  последовало новое заявление: в специальном пресс-релизе диакона обвинили  в алкоголизме и «неблагоговейном отношении к святыням».
      И я поехал взглянуть на этого необычного священнослужителя,  решившего порвать с Церковью. Пусть и алкоголика, как пытались до  сегодняшнего дня выставить Баранова. Приехав, я увидел всю эту систему —  в деталях — изнутри. Где деза про алкоголизм — момент, наверное, самый  невинный.
      История с диаконом Барановым громыхнула в начале недели.
      В открытом письме (он разместил его в своем Фейсбуке) диакон  Сергий попросил патриарха Кирилла снять с него сан — в знак несогласия с  участием РПЦ в преследовании Pussy Riot.  И добавил: «Находиться в одной Церкви с лжецами, стяжателями и  лицемерами считаю для себя совершенно невозможным из соображений этики. Я  дорожу своей верой, но остаться после случившегося в РПЦ означало бы,  что я одобряю их действия и, следовательно, соучаствую в них». В ответ  Церковь заявила сначала, что никакого диакона Баранова в Тамбове не  существует. Но наличие Баранова уже установили журналисты. И от Церкви  последовало новое заявление: в специальном пресс-релизе диакона обвинили  в алкоголизме и «неблагоговейном отношении к святыням».
      И я поехал взглянуть на этого необычного священнослужителя,  решившего порвать с Церковью. Пусть и алкоголика, как пытались до  сегодняшнего дня выставить Баранова. Приехав, я увидел всю эту систему —  в деталях — изнутри. Где деза про алкоголизм — момент, наверное, самый  невинный.
      
Телефон  Баранова в эти дни заблокирован. Дозвониться до него не может ни  Би-би-си, ни «Эхо», никто другой из центральных СМИ. Раз диакон Баранов  не замолкает, власть решила заткнуть его вот хотя бы так.
      Заткнуть диакона пытаются местное УФСБ, губернская администрация и  топ-менеджеры РПЦ – между ними не видно уже различий. На квартиру к  диакону при мне заявился замгубернатора Тамбовской области Чеботарев. И  просил «как верующий человек просит верующего» успокоиться, не поднимать  шумиху в регионе и не лезть в политику. Предупредил, что вот-вот  нагрянет ФСБ. Затем видел убегающих от моего диктофона – как чертей от  ладана – служащих тамбовской епархии РПЦ. Как вороватые чинуши, отцы в  рясах прятались от меня в офисе этого областного филиала РПЦ.
      Общался я и с главой подразделения общественных связей УФСБ по фамилии  Шитов. В день моей встречи с Барановым он обзванивал его знакомых и  транслировал через них «серьезнейший интерес ведомства» к диакону.  Знакомые вдруг начали звонить и звонить, сообщая об этом интересе. А  диакон, побледнев в какой-то момент, побежал за молотком: решил  забаррикадировать дверь. О подобных действиях я слышал, но думал, что  это бред сумасшедших, одержимых манией. Творческие преувеличения наших  диссидентов. Наконец, как то, что не работает. Но оказалось — работает. Я  сам чуть не побежал подавать ему гвозди…
      Потом я звонил этому Шитову и спрашивал: что за интерес-то такой. Но  Шитов как ни в чем не бывало говорил, что нет никакого интереса.
      — Ну так пьет он там? — осведомился напоследок чекист. — Адекватный вообще? А то мне для себя просто интересно.
      «А для работы — нет?» — хотел я было спросить, но передумал.
      Наконец, лично наведывался к нему, как и было обещано, тайный агент.  Под видом репортера «РБК daily» Олега Павлова пришел молодой человек с  невыразительным лицом, в белых туфлях и черных носках. Спрашивал про  отношение диакона к Путину, Навальному и митингам. Спрашивал меня — с  кем еще собираюсь здесь повстречаться. Обещал затем выйти на связь, но  испарился. В «РБК daily» сообщили, что никакого Олега Павлова у них нет.
       
      С диаконом Барановым мы встречаемся у него дома. Просторная  двухкомнатная «сталинка» в центре Тамбова. На стенах — репродукции  итальянских живописцев. С кухни тянет табачным дымом. Курит мама, Ольга  Валерьевна. Генеральская дочка, вдова одного из руководителей  облисполкома. Квартиру эту купили полгода назад. До этого почти семь лет  прожили в доме в Волгоградской области, куда переехали после череды  семейных несчастий. Сначала умер старший брат Баранова, а спустя полгода  отец. «И вот полгода только, как вернулись в Тамбов, — рассказывает  Ольга Валерьевна, пуская дым. — Сережу очень тянуло сюда. Он так хотел  снова служить. Но я отговаривала, как могла, и все равно вернулись».
      За сигаретой тянется и сам отец Сергий Баранов. Высокий, худощавый, с  ясным взглядом. 38-летний диакон почти совсем седой. И без бороды. «Как  заштатный священнослужитель бороду могу не носить», — объясняет Баранов.  «Но выглядите, — говорю, — не по-православному». «Зато спать удобно».
      В священнослужители Баранова рукополагали в 1994 году. Ему исполнилось  только 20, заканчивал второй курс Саратовской семинарии, встречался с  талантливой скрипачкой. Уже тогда он считался одним из лучших знатоков  богословия в области. И епархия решила перевести его в знаменитую  Киевскую семинарию. «Правда, потом пришлось переводиться на заочное.  Служителей тогда в Церкви было совсем мало. И мне сказали: надо скорее  рукополагаться». Рукополагал его архиепископ Тамбовский Евгений.  «Владыка был мне как отец родной. Он в 1987 году прибыл сюда служить. И я  тогда, 13-летним мальчишкой, прибился к церкви, ходил на все его  службы».
      Уходил со службы Баранов уже при новом владыке — епископе Феодосии. За  штат хотел сам — в 2003 году перед отъездом в Волгоградскую область он  добился от Феодосия «отпустительной грамоты». Грамота эта позволяет  отправиться служить в любую другую епархию без канонических препятствий.  Но на новом месте Баранов решил не входить в штат, а лишь помогал  Урюпинскому приходу. Организовал молодежную секцию, работал в воскресной  школе. «Даже газету издавали — «Урюпинский благовестник». И до сих пор я  туда статьи пишу».
      — Как он любил церковные службы! — перебивает, не выдерживая, мать. —  Каждое утро из ванной будил нас своим баритоном! Тренировал голос! А как  его обожали прихожане!
      Ольга Валерьевна приносит фотоальбомы, где Баранов на службе — с  бородой и в рясе, чернявый, красивый и уверенный, — «похож скорее чем-то  на ваххабита».
      — К тому же я хорошо знаком с мусульманским богословием. Из-за этого ко  мне дважды даже приходили, сначала из тамбовской ФСБ, потом из  волгоградские. И просили консультировать их на ваххабитскую тематику. Но  меня даже передергивало от одного разговора с ними.
      «Я уже знал от наших старых священников, что творил КГБ с Церковью при  Советах. Это был ужас. Протоиерей Иоанн Есенников рассказывал мне, как  его направляли исповедовать уголовников, а затем требовали отчеты. Я его  спрашиваю: «А вы что же?» «Я врал им, — отвечал мне старый Иоанн. 
— Лучше чекистам врать, чем людям».
      Но тогда все церковники вынужденно имели дело с КГБ. Но кто-то меньше, а  кто-то и вовсе работал на комитетчиков. Нынешний владыка Феодосий,  например, будучи уже заметным в РПЦ священнослужителем, отправился в  1989 году в Западную Германию как бы в рамках программы по изучению  немецкого языка. Но при этом объехал Австрию, Швейцарию, Францию,  Бельгию, Голландию, Италию. Старики наши опять же говорят, что задание у  него было установить контакты с заграничными епархиями. А в 91-м году  он стал завсектором зарубежных учреждений Патриархии».
       
      «Первые серьезные сомнения начались еще в Урюпинском приходе. Это  середина 2000-х. Я стал помогать местному настоятелю с отчетами. И вот  он говорит: одну копию всего отправляй в администрацию области. Они,  мол, так просят. А речь шла о том, сколько мы провели крещений,  венчаний, отпеваний, исповедей и прочего. И я стал задумываться: зачем  все это? Нет уже никакого пресса на Церковь. Нет КГБ. Но Церковь сама и  добровольно продолжает служить власти».
      — И вы заметили это лишь в середине двухтысячных, отец Сергий?
      — Потому что я не был настоятелем, благочинным, не знал просто! Я  диакон. Но когда окунулся в будни рядовых священников, остолбенел… Но  больше всего меня доставала внутренняя система. Даже в миру нет такой  жесткости, беспринципности и цинизма, как в Церкви. В миру хоть есть  куда пожаловаться, да хоть в профсоюз. А у нас, если ты с чем-то не  согласен или проявляешь чрезмерно инициативу, сровняют с землей и  уничтожат. Был у нас такой отец Романов, бывший пожарный, крепкий мужик,  и с такой глубокой верой, что все восхищались. Но в семье у него пошел  разлад. Он постоянно на службах, почти каждый день, домой только спать, а  жена, невоцерковленная, не очень понимала. Ей нужен был муж. И вот  допустил Романов проступок — перед евхаристией вступил с женой в  плотскую связь. Но не стал этого скрывать.