«МЁРТВЫЕ ДУШИ»
Очередная мертворождённая инициатива удомельских «единороссов» и имитация деятельности вместо самой деятельности
Представь себе, дорогой читатель, что ты решил сыграть с соседом в шашки. Или в шахматы. И вот сосед делает первый ход… твоей фигурой. «Э, да это не по правилам! Так не ходят!», - удивлённо восклицаешь ты. «А это неважно, - тонко отвечает оппонент: «Главное, надо начать, а там видно будет».
Неужели, дорогой читатель, ты стал бы играть с таким «гроссмейстером», который не признаёт правил? Неужели не усомнился бы в плачевном исходе такой «игры» или в «честности» такого игрока? А может, и более того, усомнился бы в его психическом здоровье?
Именно такая аналогия приходит на ум, после первого заседания так называемого «Совета общественности при главе Удомельского района», которое состоялось 6 апреля. Участвовать в этом заседании меня пригласили за день до того, и я сразу же обратился в районное Собрание, где взял копию Положения о Совете. А как же иначе? Как можно работать в представительном органе, не зная основных правил работы этого органа? Но, признаться, сразу же закралась мысль: а другие-то участники заседания успеют ознакомиться с Положением? А то ведь получится как всегда бывает у наших удомельских властей – все собрались «решать проблемы» и вдруг выяснили, что никто никаких документов не читал.
Увы, именно так и оказалось. (В скобках замечу, что само Положение требует предоставлять документы за два дня до заседания, дабы все члены Совета успели с ними ознакомиться.) И хотя Положение утверждено главой района 1 декабря 2010 г., за 4 месяца так и не сумели господа-начальники к заседанию подготовиться. Вот и выяснилось вдруг, что ни сам Совет, ни список членов Совета главой района не утверждены. А как же работать, как председателя выбирать, если Совета, вообще-то говоря, не существует? Не важно, отвечают, главное начать… А что сможет сделать орган, который начинает свою работу с грубейших нарушений своего же собственного закона?
Но самое интересное – это персональный состав Совета – обхохочешься! (См. список). Давайте по порядку… Согласно п. 3.1 Положения, «Совет формируется из представителей общественных организаций и граждан, принимающих активное участие в жизни района». Мало того, по п. 3.2 – глава района формирует персональный состав Совета «по результатам проведения консультаций с общественными объединениями». Но «глава района» В.В. Маркова, видимо, даже сама не читала утверждённых ею документов и поэтому смело заявила прямо на заседании, что никаких консультаций ни с кем она не проводила, а составила список самостоятельно. Как Бог на душу положил. И новоявленный Совет, послушно кивая головами, с этим беззаконием согласился. Некоторые даже пытались цитировать «Положение», которое ни разу не прочитали. Палата № 6 отдыхает!
Тем более интересно взглянуть на список. Вот, к примеру, С. Клещеров. Он не состоит в общественной организации, в активной общественной работе тоже не замечен. Как он попал в список? Загадка… Или как объяснить появление в списке г-на (не путать с «господином») А. Кушнарёва. Лидером Удомельского отделения «Единой России» он уже не является – сняли с должности. Значит, представителем организации его не назовёшь. А его общественная активность характеризуется позорно проигранными им выборами в Удомельском районе. Так как же он попал в список? По старой памяти? Барин, а ты чей? Вот в Сандовском Совете общественности он бы пришёлся ко двору. Или, скажем, каким образом А. Макеева представляет в Совете давно бездействующий (а значит несуществующий) Фонд предпринимателей?
А что делают в новоявленном общественном органе три работника районной администрации (Ершова, Иванова, Минина)? Какие задачи Совета они могут выполнять? Заглянем в п. 2.2, который эти задачи описывает. Информировать главу района? Консультировать её, подавать ей предложения и прочая, прочая? Так это же их ДОЛЖНОСТНЫЕ обязанности, они за это зарплату получают! Только один пункт им, пожалуй, подходит – контролировать исполнение нормативных актов. Да… видать придётся контролировать самих себя! Для начала неплохо бы заглянуть в «Положение о Совете общественности» и проверить его исполнение. Впрочем, наилучшая характеристика чиновного отношения к общественным проблемам – это План работы Совета. За 4 месяца не придумали ничего лучше, чем создание электронного почтового ящика и проведение соцопросов. И всё! - Других проблем в Удомле нет? Надо же так извернуться: составить план, в котором нет ни одного вопроса, важного для жителей района. Взгляните, читатели, на План работы Совета общественности и ужаснитесь. Тут поневоле ждёшь цинично-лживого чиновного восклицания: а вы подавайте ваши предложения в План работы! Побойтесь Бога! Ну, что можно предложить в план работы для бывшего депутата-саботажника, срывавшего заседания или горе-медика, насмерть «залечившего» пациента и дрожащего от страха перед комиссией? Какие общественные вопросы станут решать люди, ничем себя не проявившие на общественном поприще?
Наконец, самая забавная часть списка – руководители всех рангов и мастей. Хотелось бы узнать, какая общественная организация или политическая партия рекомендовала в Совет замдиректора КАЭС М. Карасёву или директора Удомельского филиала «НИАЭП» И. Крууза? Какую общественность представляет, скажем, начальник ЦМСЧ Ю. Голубев или редактор «Удомельской газеты» Т. Галахова? Где, когда и какие общественные интересы представляют председатель Горпо Л. Шанина или директор хлебозавода А. Загребельный? Где и когда они высказали свою позицию по животрепещущим общественным проблемам, ну, хоть по тарифам ЖКХ или по экологии?
Но оставим в стороне эмоции и зададимся практическим вопросом: а для чего, собственно, понадобилась «обратная связь с народом» главе Удомельского района? Неужели только ради исполнения Послания губернатора? Вряд ли, ибо в этом случае они не могли не заглянуть в «Закон об Общественной палате Тверской области» от 18 сентября 2008 года. Хотя функции Совета общественности и Общественной палаты почти одинаковы, их правила работы почему-то (?) отличаются, как божий дар и яичница. Общественная палата только на 1/3 состоит из активных граждан – остальную часть представляют общественные организации (ещё раз посмотрите на список Совета.). А по удомельскому Положению, к примеру, гражданина включают в состав Совета без его на то согласия(?!). Глава района может прекратить работу Совета, а сам Совет даже не может самораспуститься без согласия главы района. Бред! Более того, Совет прекращает своё существование вместе с прекращениями полномочий главы. Подаст глава в отставку – и вся «общественность» идёт по домам. Зачем и кому нужна такая «краткоживущая» организация?
Впрочем, те, кто не читают своё собственное Положение, вред ли станут читать Закон об Общественной палате. Нет, тут дело не в пожелании руководства области!
Тут дело в конкретном вопросе, который усердно и упорно навязывают новоявленному общественному Совету. Это внесение изменений в Устав района. Почему никто из членов новоявленного общественного органа не задал простой вопрос: зачем нам надо заниматься внесением изменения в Устав? Неужели в районе нет более спешных проблем? Кто из состава Совета компетентен в этом вопросе, кто знает, какие изменения и для чего нужно вносить в главный документ районной власти? Никто. Значит, очевидно, что задача проста - проголосовать и дело с концом. Чтобы потом было на что сослаться, чтобы легче было обойти возмущение народа, чтобы легче было «пудрить мозги» на общественных слушаниях. Напомню суть проблемы. В 2008 году жители Удомельского района были лишены права прямых выборов главы района. Используя лазейку в Законе 131-ФЗ, чиновники провели изменение формы выборов. Инициатором смены формы выбора власти был Брусовский поселковый Совет, за что это событие и получило меткое название «Брусовской инициативы». В результате глава района стал избираться из состава районного собрания депутатов (24 депутата от села и 2 – от города). Ряд депутатов (Подушков, Карпов, Малышев) и общественная организация «Влияние» обратились в суд о признании этой «инициативы» незаконной, но «бояре» упорно стояли на своём. Интересы «инициаторов» в суде «почему-то» представлял юрист КАЭС Черепанов (подумайте, читатели, почему это был именно юрист от КАЭС?). Словом, сил и средств было потрачено много. Я, честно говоря, не стал упорствовать в продолжении этой борьбы: и так было ясно, что чиновники сами себя заведут в тупик.
Прошло время, и «Брусовская инициатива» принесла свои гнилые плоды – власть в районе стала просто пустой декорацией (реальная власть – только у главы администрации). Зло пожирало само себя. Теперь чинуши ищут решение, и хотят воспользоваться Советом общественности как отмычкой. Осмелюсь сделать прогноз: Совет проголосует за изменения в Устав, затем глава района уйдёт в отпуск, плавно переходящий в отставку, и на её место сядет новая марионетка. Которая, согласно Положению, создаст новый Совет уже для себя…
У чиновников Удомли выработался свой «фирменный» стиль. Они, к примеру, начинают строить дом (например, во дворе пр. Курчатова д. 3), естественно, ни разу не заглянув в законодательство, а, порой и не имея строительной документации. Затем, после возмущённых вопросов со стороны жильцов – соседей будущего дома, они, вдруг проснувшись, собирают «общественные слушания по вопросу строительства». Сперва начинают стройку, а только потом начинают обсуждать, «а можно ли вообще-то строить?» Но им это не важно, главное – стройку начать. И обязательно – имитировать «учет народного мнения». И так везде и во всём.
Неужели, дорогой читатель, ты стал бы работать с таким «Советом», который не признаёт даже своих же собственных правил? Неужели не очевиден исход такой «игры в демократию» с такими «честными игроками»? Неужели не надоела нам всем эта «имитация общественности»?
В.В.Карпов, депутат Совета депутатов г. Удомля, помощник депутата Законодат. Собрания ТО