Nokia
12 мая 1865 г. финскому инженеру Фредрику Идестаму (Knut Fredrik Idestam) было разрешено построить деревообрабатывающую фабрику. Она была расположена на берегу реки Нокия. Неудивительно, что в 1871 г. компания была переименована в Nokia Ab. Производство бумаги и бумажной продукции быстро сделало компанию известной. Близость реки позволила Nokia стать также производителем электроэнергии. Это привлекло выпускавшую резиновые изделия компанию Finnish Rubber Works (основана в 1898 г.). В 1922 г. она получила контроль над Nokia и созданной в 1912 г. компанией Finnish Cable Works. Последняя была производителем кабельного оборудования. Что и предопределило телекоммуникационное будущее Nokia.
В дальнейшем название Nokia использовали все три компании. А значит, под этим именем выпускалась самая разнообразная продукция (от резиновых сапог до бумаги). В 60-х гг. прошлого века в компании Finnish Cable Works было создано подразделение электроники. Это событие стало еще одним шагом на пути к производству цифровой техники. Тем временем, в 1967 г., произошло закономерное слияние трех компаний в одну. Finnish Rubber Works поглотила Nokia и Finnish Cable Works. Но формально две компании влились в самую маленькую – Nokia Ab. Образовавшаяся Nokia Corporation работала по различным направлениям. Это деревообрабатывающая промышленность, производство резиновых изделий, кабельного оборудования, электроники, выработка электроэнергии и ряд более мелких производств. Постепенно все больше усилий в компании сосредотачивалось на электронике. В том числе благодаря дальновидному руководству. При генеральном директоре Кари Каирамо (Kari Kairamo) произошли знаменательные для компании события. Появились первые мобильные телефоны Nokia, была создана сеть сотовой связи Nordic Mobile Telephony, для которой выпускались телефоны Nokia стандарта NMT450. Финский производитель в 80-х приобрел ряд электронных компаний – Mobira, Salora, Televa, Luxor of Sweden. Кризис производства, вызванный спадом мировой экономики, отразился и на развитии Nokia. Кари Каирамо покончил жизнь самоубийством в 1988 г. Финская компания смогла выйти из кризиса путем масштабной реструктуризации. В дальнейшем все ресурсы компании были сосредоточены на телекоммуникациях. Nokia принимала деятельное участие в продвижении нового стандарта сотовой связи – Global System for Mobile Communications, том самом GSM. 1 июля 1991 г. премьер-министр Финляндии Харри Холкери (Harri Hermanni Holkeri) совершил первый звонок через сеть GSM. Естественно, с телефона Nokia. В следующем году руководством компании было принято решение о концентрации на телекоммуникационном направлении. Индустриальные подразделения были выделены в отдельные компании. Это был верный шаг, и уже к 1998 г. финский гигант оказался лидером на мировом рынке мобильной связи. Сегодня компания выпускает различную продукцию. Это сотовые телефоны, смартфоны и коммуникаторы, аксессуары к ним, телекоммуникационное оборудование для операторов мобильной и фиксированной связи. Финского производителя выделяет стремление к различным экспериментам, технологическим и дизайнерским. Результатом являются неожиданные и интересные решения. Не все они становятся востребованными. Можно вспомнить неудачи игровых платформ N-Gage и N-Gage QD, сенсорных Nokia 7700/7710. Пользователи часто не готовы к подобным продуктам. Либо сами решения оказываются недоработанными, несовершенными. Интересно, что при всей тяге к экспериментам компания иногда проявляет неоправданный консерватизм. Так, долгое время продуктовая линейка Nokia состояла сплошь из моноблоков или аппаратов оригинальных форм-факторов, представленных самой компанией, в результате телефоны в популярных форм-факторах раскладушек и слайдеров выходили с запозданием. Также Nokia прозевала моду на тонкие решения, введенную Motorola с ее RAZR V3 и подхваченную другими компаниями. Лишь в прошлом году появились подобные решения (Nokia N76, например). С задержкой финская компания отреагировала на успех музыкальных телефонов Sony Ericsson Walkman. Nokia N91 никак нельзя было назвать массовым. Линейка XpressMusic появилась также сравнительно недавно. Несмотря на все это, финский производитель остается лидером в плане технологий и дизайна. Можно отметить постоянное совершенствование возможностей платформ (S40, S60), реализацию новых технологий (GPS, встроенные жесткие диски, microUSB и проч.), использование имиджевого заряда и внимание к материалам корпуса.
|