Показать сообщение отдельно
Старый 28.04.2006, 17:46   #49
Wella
Местный
 
Аватар для Wella
 
Регистрация: 27.04.2006
Сообщений: 394
Вы сказали Спасибо: 289
Поблагодарили 117 раз(а) в 70 сообщениях
По умолчанию

РУССКАЯ ИДЕЯ
Почему столько разговоров на эту тему? Как будто никто не может понять, что такое эта Русская Идея. Ельцин даже со*здал какую-то комиссию, чтобы разобраться в вопросе – комиссия так ничего и не смогла разъяснить.
Не нужно призывать на помощь старых славянофилов, не нужно вникать в рассуждения о русской душе, о славян*ской общине, о всечеловеческом призвании русского наро*да, об исторической миссии России. Будет время – поду*маем об этом. Иногда интеллигентные рассуждения только все усложняют. А здесь следует исходить из самого просто*го. Русская Идея – это любовь к России, к русской исто*рии, к русской культуре и к русским героям. Все. Точка.
Пускай герои прошлого сами покажут современному че*ловеку, в чем суть Русской Идеи. Их жизненный путь ска*жет гораздо больше, чем все теории и разъяснения по это*му поводу. Тебе могут часами доказывать на словах, что Ми-келанджело был великим художником, но величия этого мастера ты никогда не поймешь, если не увидишь его про*изведений...
Христос нас учил, что мы должны подходить к вере, как дети. Так же следует подходить к истории. Самое главное – это почитание предков. Как воспитать Русскую Идею в мо*лодом поколении? Нужно рассказывать о древних славя*нах, об их обычаях, о семейном и общественном укладе, о вере в чистые и нечистые силы, об их понятии красоты и правды. И обязательно о подвигах великих людей. Минин и Пожарский. Александр Невский. Пушкин и Достоевский. Гоголь. Сергей Радонежский и Серафим Саровский. Иван Сусанин. Суворов и Потемкин. Столыпин. Ломоносов и Мен*делеев. Сикорский. Нестеров и Левитан. Дягилев. Жуков, Конев и Рокоссовский. Солженицын. Богдан Хмельницкий. Денис Давыдов. Некоторые хотели бы включить в этот спи*сок Петра Великого или Грозного, а некоторые – Сталина. Мне все равно – главное, чтоб это был рассказ о героях. Россия – страна героев. Вот она, Русская Идея. Почему это так трудно понять?
Когда русский человек приезжает на Запад, он чувствует себя неловко, стесняется того, что он русский. Сколько раз я это наблюдал! Не стесняются объявить о себе на Западе лишь русские евреи – они легко включаются в мировую ев*рейскую диаспору. Но русские – нет. Они ведут себя скром*но, стараются побыстрее забыть русский язык и заговорить по-английски, по-французски, по-немецки... Конечно, бога*тые «новые русские» ведут себя гораздо наглее на Западе – они там покупают дворцы, сорят деньгами, устраивают вак*ханалии и гордятся эффектом, который производят на чо*порных европейцев. Но у этих людей вообще нет представ*ления о какой-либо Русской Идее – напротив, они стремят*ся поместить своих детей в швейцарские или английские школы, полностью адаптировать их к западному обществу. Такие люди не признают никакого долга перед Россией.
Кстати, в начале XX века богатые русские тоже любили отдыхать на юге Франции, в Италии, в Швейцарии. У многих там были собственные виллы, дворцы, банковские счета. Когда в 1914 году началась война, царь обратился к своим подданным с призывом вернуть денежные средства из-за рубежа и вложить их в военный заем. Самое удивительное, что практически все откликнулись: продали недвижимость, ликвидировали банковские счета и вернули деньги в Рос*сию. Вот такой патриотический подъем того времени! По*сле революции 1917 года эти самоотверженные люди вы*нуждены были бежать за границу, но на этот раз они при*ехали в знакомые города Западной Европы как нищие. По*лучается – глупо поступили? Что, было бы лучше игнори*ровать призыв «Отечество в опасности!» и остаться в вели*колепных виллах на Лазурном берегу? Нет. Эти герои со*хранили свою нравственность и свое достоинство. И буду*щие русские поколения будут вспоминать их с любовью. А вот тех «новых русских», которые сегодня прячутся в оф*шорах, еще долго будут проклинать за жульничество и трус*ливость.
Почему же современный русский человек с таким трудом осознает Русскую Идею? Дело в том, что Русская Идея, как любая культура, может существовать, только если она при*вивается в каждом поколении, сперва дома, затем в школе. Суть проблемы в воспитании, а вот оно-то как раз и отсутст*вует. Именно поэтому Русская Идея сегодня – это лишь те*ма интеллигентных разговоров и президентских комиссий.
В свое время Русская Идея была сильна. Ее понимал каждый русский человек. На ней и строилась Великая Русь. Почитались подвиги отцов и дедов, люди бережно относи*лись к обычаям и нравам предков, верили в Бога и право*славие, и Россия становилась все крепче и крепче.
Затем на Руси появились школы на западный манер, об*разование повелось по западному образцу. Что ж, Пушкин и Потемкин освоили в школе западную культуру, и их Рус*ская Идея в них только окрепла. Однако течение пошло... Постепенно образованная часть русского населения отхо*дила от своих народных истоков. Русские преподаватели (да и родители тоже) подталкивали молодежь подражать французам, немцам и англичанам. Процесс этот зашел уже далеко, когда в середине XIX века начался отчаянный по*иск: а где же Русская Идея?
«Европействующая» верхушка общества явно потеряла Русскую Идею, но некоторые успокаивали себя тем, что она осталась в народе. Это правда. Взять хотя бы 1812 год – русский народ проявил такое мужество и добился такой славы, что хватило на целый век надежды. Да, в народе Рус*ская Идея сохранялась, но до тех пор, пока народ тоже не пошел в школу. К началу XX века уже половина русских де*тей училась. И о чем учителя рассказывали ребятишкам? Не о Русской Идее. Разумеется, они проповедовали «науку и прогресс».
Шла борьба культур – борьба между западным либера*лизмом и русским традиционализмом, между социализмом и православием. И когда эта борьба вылилась на улицу, в революцию, почти никто не вышел защищать наследие предков.
Все-таки странно: Русская Идея такая простая, а ее так неудачно внедрили в школу. Вместо того чтобы обсуждать значение Русской Идеи в философском смысле, патриоти*ческая интеллигенция лучше бы напрягла все свои усилия и создала самую понятную версию этой идеи, которой можно было бы воспитывать 13-летних юношей. Тогда Русская Идея распространилась бы среди грамотного населения, укрепилась бы, развилась, и многие философские вопросы, столь волнующие патриотическую интеллигенцию, сами со*бой разрешились бы.
А что теперь? Жива ли Русская Идея? Я бы ответил так: если и жива, то находится в зачаточном состоянии. Русский человек обижен на судьбу, презирает соплеменников, не верит в подвиги и добрые дела – он видит в своем про*шлом только насилие и обман. И дело не в скверных поли*тиканах или развратных СМИ. Дело в образовании. В отли*чие от дореволюционной России, сегодня не 40 % населе*ния прошло через школу, а все 100 %. В советской школе отлично преподавались науки и литература, а вот изучение русской истории шло с тяжелой примесью Маркса, Энгель*са и прочей ленинщины. Не дай бог, какой-нибудь намек на русский национализм! Некоторые русские герои вообще не признавались – Столыпин, например, («палач револю*ции») или Донское казачество («зажиточные крестьяне, эксплуататоры»), – а другие искажались так, что невоз*можно было понять их истинное историческое значение. Даже сейчас, после распада коммунизма, многие учебники все те же, а некоторые новые сделаны по заказу западного финансиста Дж. Сороса.
И что осталось? Русская литература – русское слово, окно в русскую душу. Но это еще не вера.
Русские не уверены в себе, зажаты, не чувствуют под ногами твердой почвы. Редкий человек проявляет необыч*ную силу воли или исключительную умственную самостоя*тельность, чтобы возродить для себя предания наших пред*ков. Но не стоит унывать. Русь всегда побеждала те силы, которые пытались ее уничтожить, и у меня нет сомнений, что она восторжествует и сегодня.
Wella вне форума   Ответить с цитированием