Показать сообщение отдельно
Старый 17.04.2008, 20:44   #1
Pitty
Местный
 
Регистрация: 26.04.2006
Адрес: Удомля, гдежещё
Сообщений: 1,986
Вы сказали Спасибо: 676
Поблагодарили 257 раз(а) в 167 сообщениях
По умолчанию Для обсуждения: ООП или не ООП? Вот в чём вопрос!

Теология ООП

28-Oct-2004



В последние годы появились весьма неочевидные прогнозы, и даже чуть ли не констатация факта о провале объектной парадигмы, ООП. Крайнюю позицию высказал Ричард Гейбриэл в своем выступлении на OOPSLA под прямым названием "Объектная парадигма провалилась". Другой, более сдержанный и взвешанный прогноз - это Пол Грэм со своей статьей "Языки программирования через сто лет".

Объединяет этих двух людей то, что они приверженцы функционального программирования и языка Lisp. "А, да это брюзгливые математики, для которых высочайшим достижением программирования является интерпретатор языка Lisp на языке Lisp в 20 строк" - так бы я отреагировал на эти статьи годами раньше. Но в статье Ричарда Гейбриэла есть слишком много правды, и в ответах оппонентов (например здесь) слишком мало рационального, чтобы можно было не задумываясь пройти мимо этой дискуссии.

Оппоненты приводят статистику о том, что все сегодня пишут на ОО языках и используют эти методы прямо во всю. Но это самый глупый аргумент в пользу чего-либо вообще, потому что все каких-нибудь 500 лет назад были уверены, что Земля плоская. Людям всегда нужна какая-то красивая идейная ниша, в которой они будут чувствовать себя комфортно. Находясь в нише ООП, так же как и в любой другой нише-религии, очень трудно заметить что в ней рационально, а что нет. Главное - это комфорт.



***

Вместе с миллионами других программистов и я тоже в свое время испытал радость читая первые статьи об объектном программировании, о том, что методы ООП позволяют создавать иерархии классов объектов так, как это можно делать с объектами реального мира. Есть класс плодов, от него производится класс фруктов, от него - класс цитрусовых, затем апельсины, и тут можно уже создавать объекты класса апельсин. Есть что-то общее для всех плодов, для всех фруктов, затем цитрусовых и для всех апельсинов. Спускаясь вниз по иерархии вы добавляете конкретику, когда как вверхах все ужасно абстрактно. А теперь берем абстрактный GUI объект, определяем абстрактный метод paint() - и вперед с песней. Помните?

Но именно здесь, на этапе объяснения самой парадигмы нас и ждал подвох. Вернитесь к этим текстам теперь, когда вы уже состоявшийся гуру ООП, и перечитайте их внимательно. Во-первых, тут явно попахивает одной очень старой теорией искуственного интеллекта, согласно которой знания человека можно представить в виде дерева - откуда видимо и вышла собственно парадигма ООП. Как известно, никто с тех пор так и не смог создать "мыслящей" машины на основе такого представления, потому что оно нелепо. Поняв это, создатели некоторых языков и ОО платформ попытались исправить положение (сломать дерево, так сказать) введя множественное наследование. Потом его убрали (Джава), сказав, что это слишком сложно и путает как программиста, так и сам компилятор. А потом снова вернут?

Во-вторых. Эти школьные примеры с GUI объектами на самом-то деле и есть область применения ООП. В мире реального программирования многое можно, а иногда даже нужно, делать без этого. Зачастую описывая классы мы даже не задумываемся над тем, а будут ли объекты данного класса persistent настолько, что следует вводить понятие состояния объекта, и тем самым усложнять его реализацию. Какая-то группа данных, т.е. структура, действительно может иметь состояния если того пожелать, но тогда каждая точка входа в эту структуру, т.е. методы объекта, должны прежде сверяться с состоянием и затем только выполнять какие-то действия. Мы просто-напросто усложняем наши программы вводя состояния и сверки там, где в этом не было острой необходимости. Пол Грэм в одной из своих статей писал, что если возможно реализовать что-то в виде обычной функции с самыми обычными параметрами, то следует делать именно так, поскольку функция изолируется и следовательно отлаживается гораздо лучше метода объекта.

Далее, один из коньков ООП, который вероятно создает максимальное чувство комфорта у любого программиста, это якобы относительное постоянство интерфейса и наоборот, изменчивость реализации. Описав однажды интерфейс и передав его соседу, вы можете спокойно и не спеша заняться реализацией, совершенно позабыв о бедном соседе. Например, вы можете определить абстрактный интерфейс list и реализовывать его как вам вздумается - хоть связным списком, хоть простым индексным массивом, хоть ассоциатвиным. Были и такие примеры, помните? Сегодня мы уже знаем, что все не так просто.

Это правда, что вы можете безболезненно делать коррективы в реализации, в том числе исправлять свои ошибки, но это неправда, что вы всегда можете радикально менять реализацию. Не знаю как вас, но меня практика программирования научила тому, что интерфейс и реализация, при всех наших стараниях уводить их подальше друг от друга, все же слишком тесно связаны. Передать соседу list и не скзать ему как он реализован - значит заставить его когда-нибудь все таки заглянуть в ваш код, потому что этот несчастный сосед обязательно норовит использовать ваш лист самым неэффективным образом и поставить весь проект на грань провала. Он обязательно когда-нибудь заглянет в ваш код и тем самым нарушит одну из заповедей ООП, потому что с черными ящиками жить трудно. А если заглядывать запрещено, например, законами бизнеса, то...

В результате в мире плодится огромное количество очень неэффективных приложений на Си++ и особенно Джава, в противовес которым можно найти или написать более компактные и быстрые аналоги на Си. Я не стреляю в Си++, потому что на нем можно писать хорошо, но это могут делать те программисты, которые пришли из мира Си.

И наконец, когда апологеты ООП говорят об интерфейсах и о сокрытии реализации, то они вообще-то лукавят потому, что интерфейс в этом смысле есть библиотека, и вовсе необязательно класс. Т.е. ООП фактически присваивает себе то, что ему не принадлежит - понятие переиспользуемого библиотечного кода.



***

Еще в 1998-ом году, когда я начал писать свою кустарную альтернативу STL, как вероятно когда-нибудь делали все Си++ программисты, я не смог бы изложить все свои претензии к ООП так пространно, но уже интуитивно осознавал где есть перебор с объектами. Позже моя кустарщина переросла в open-source проект под названием PTypes.

Тогда, понимая, что не все должно иметь ОО интерфейсы, я решил экспериментально описать алгебраические интерфейсы там, где нет наследования и полиморфизма. Замечу, что внутри все по-прежнему реализовано в классах, поскольку требовалось, например, перегрузить опреатор + для строк, а вне класса в Си++ такое сделать невозможно. Строка - это атомарный (в смысле фундаментальный) тип, от которого вряд ли имеет смысл производить классы с перегруженными виртуальными методами, так же как и от простого int. Следовательно, интерфейс строки для пользователя может быть алгебраическим: такую простую вещь как length(s) никто не отменял и никто не сказал, что это обязательно должно записываться как s.length().

Точно так же я рассуждал и в отношении списков, и фактически удалось даже привести интерфейсы списков и строк в некотрое соответствие. Например length() был одинаково применим и ко всем типам списков. Делалось это для того, чтобы не загружать пользователя лишними понятиями. Length(), setlength() и некоторые другие методы универсальны насколько это возможно. Позже появился еще и variant, и тоже с алгебраическим интерфейсом.

Но были и классы потоков, включая файлы, сокеты и пайпы, описанные в лучших традициях ООП: виртуальные методы, наследование и прочее. Им это очень подходило.

Далее я даже умудрился описать шаблоны списков для произвольных базовых типов, сохраняя при этом алгебраические вызовы. Все бы ничего, только со временем я начал получать письма от пользователей с такими жалобами. Они в принципе не против самой идеи, но дело в том, что после усложнения библиотеки компиляторы стали путаться с большим количеством перегруженных функций (не методов!), описанных в шаблонах. Это были на самом-то деле баги в самих компиляторах (причем баги были разные, например у MSVC и GCC). Тут я понял, что такие фокусы с Си++ мало кто вытворяет, и поэтому ошибки в компиляторах остаются незамеченными. Я пытался давать баг-репорты создателям компиляторов, но ими никто не занимался наверное из-за слишком экзотического применения перегрузок обычных функций в купе с шаблонами.

Словом, в версии 2.0 библиотеки я вынужденно переписал списки и сделал их чисто-объектными. Ничего страшного, но теперь к сожалению length() уже не применим к спискам, и первоначальная идея библиотеки малость пострадала. К счастью, она по-прежнему популярна, особенно среди новичков, потому что она, кроме всего прочего, позволяет очень быстро запрыгнуть на корабль сетевого и многопоточного программирования и писать очень простой и главное - ясный, читабельный код на Си++.



***

Уверен, скоро это станет нормой - равноправное использование объектных и алгебраических вызовов. Должен произойти откат от религии ООП, поскольку программирование, в отличие от наук (а программирование это еще не наука), слишком коммерциализировано, и поэтому чувствительно к неэффективным решениям.

Рынок решает все, и он сегодня все чаще жалуется как на ненадежность ПО, так и на слишком большие затраты на его разработку. И рынку наплевать на наши с вами религиозные пристрастия и теоретические баталии. Если вы способны сегодня в одиночку или очень малыми командами создавать сложные системы, в которых ООП будет применятся в сдержанных дозах, то вы начнете очень скоро выигрывать и соответственно хорошо зарабатывать. Или вам нужен не заработок и красивые, компактные решения, а вместо этого - блуждание в дебрях объектной теологии?
__________________
I never saw a wildthing sorring for itself.
A small bird will drop frozen dead without ever felt sorry for itself.
Pitty вне форума  
Этот пользователь сказал Спасибо Pitty за это полезное сообщение:
бобс (26.04.2008)