получил возможность, наконец-то, вплотную познакомиться с их творчеством) (сенкс Caboom)
пока что шикарно, нахожусь в 1992, альбом
Honey's Dead
Jesus and Mary Chain прославились постпанковской бескомпромиссностью саунда, то и дело раскалявшегося до сокрушительной шумовой атаки, но еще больше - брутальной манерой общения со зрителями и прессой и почти не обходившимися без скандалов живыми шоу, которые часто заканчивались всеобщей потасовкой и обрастали легендами.
Душой, мозгом, творческим ядром и руководящим центром Jesus and Mary Chain на протяжении всех 15 лет существования оставались братья Джим и Уильям Рейды (Jim & William Reid), два вокалиста и гитариста, два рок-героя, не столько борцы за чистоту рок-н-ролла, сколько музыкальные провокаторы и сценические экстремалы. Чтобы воплотить в реальность свое понимание музыкальной группы, им нужны были помощники. Среди первых призывников значились бас-гитарист Дуглас Харт (Douglas Hart) и барабанщик Мэррей Далглиш (Murray Dalglish). Стартовали Jesus & Mary Chain в 1984 году, заявив о себе широкой публике концертом в одном из ночных клубов родного Глазго. Шоу прошло на славу: музыканты повздорили со звуковиком, сломали аппаратуру, их вытолкали из клуба взашей, а уличные хулиганы добавили от себя. Это была только первая из бесчисленных уличных стычек музыкантов с представителями народа.
По совету Бобби Гиллеспи (Bobby Gillespie), которому еще предстоит стать барабанщиком Jesus & Mary Chain, а со временем перейти в
Primal Scream, четверка предоставила свои демо-материалы менеджерам компании Blanco Y Negro, подразделения WEA. И нашла своих рекординговых патронов. Дебютный сингл "Upside Down" произвел некоторый эффект в независимых кругах, разойдясь 35-тысячным тиражом, и оказал непередаваемое впечатление на редакцию журнала "New Musical Express". Группа тем временем шумела везде, где появлялась. Музыканты посидели под арестом в Германии, пообщались с британской полицией, обвинившей их в хранении амфетаминов, отыграли в Лондоне ужасающий получасовой концерт, который спровоцировал настоящий хаос в зале.
Это был всего лишь очередной эпизод из длинного ряда концертов-приключений, о которых взахлеб писала пресса, а слушатели и через десять лет вспоминали с восторгом за кружкой пива. Да и чего можно было ждать от зала, который томили ожиданием, а потом обрушивали на него 10-20-минутный шквал искаженных гитар и разъяренных ударных, при том что господам музыкантам угодно было стоять к публике спиной? В начале 1985 года скандальную эстафету подхватило еще одно лондонское выступление, перед которым участники группы закрылись в гримерной, а разъяренная толпа, побуянив немного перед пустой сценой, выплеснулась на улицы. С тех пор полиция положила глаз на музыкантов и щедро одаривала их своим вниманием.
Глаз да глаз нужен был им и со стороны музиндустрии. Название нового сингла "Jesus ****s" группа очень неохотно согласилась поменять на относительно более благовидное "Jesus Sucks". Но и его выпускающий лейбл отказался напечатать. Песня была опубликована безымянной как би-сайд к синглу "You Trip Me Up". Наконец в ноябре 1985 года четверка гиперактивных шотландцев издала дебютный альбом "Psychocandy", отразивший два основных влияния братьев Рейдов -
Velvet Underground, с одной стороны, и
Beach Boys c Филом Спектором (Phil Spector) на пару, с другой. Дерзкий, мелодичный, с психоделической сумасшедшинкой, объединивший простые поп-песни в непростом гитарном оперении, альбом не вызвал ажиотажа на тогдашней сцене. Как хорошее вино, он требовал времени, чтобы его распробовали и оценили. Уже на исходе 80-х читатели журнала "Melody Maker" назвали его лучшим альбомом десятилетия.
Обозреватели музыкальных изданий тем временем, отдавая должное творческой экстравагантности Jesus & Mary Chain, едва ли могли сказать что-то хорошее о самих музыкантах: с представителями прессы, будь то фотографы, репортеры или интервьюеры, команда общаться в принципе не желала, о чем и сообщала журналистам в самой брутальной форме. Команде повезло, что шеф лейбла Creation Records Алан Макги (Alan McGee) понимал толк в скандалах и знал, что это лучшая реклама.
Из-за нервного истощения, вызванного разгульным образом жизни и наркотиками, основную часть промо-тура 1986 года группе пришлось отменить. На тех концертах, которые они успели провести, публика могла насладиться исступлением братьев Рейдов, разбивавших инструменты и аппаратуру и поощрявших аудиторию к немедленному буйству. Изданный в утешение фанам сингл "Some Candy Talking" английские радиостанции отказались транслировать, чтобы не травмировать психику слушателей наркотическими намеками. Позаботился о своей психике и Бобби Гиллеспи, распрощавшийся с Jesus & Mary Chain ради свежеиспеченной группы Primal Scream. Его место занял Джон Мур (John Moore).
Весной 1987 года меломаны были заинтригованы синглом "April Skies", "очищенным" от фирменных помех и наложений, чтобы подчеркнуть насыщенную меланхолией мелодию. Последовавшая за ним пластинка "Darklands" (1987), несмотря на ее резкость и дерзкий саунд, отправилась в первую пятерку британских хитов.
Драматичные, оголенные, как скелет, композиции, обнажившие гитарный костяк, гипнотически притягивали слушателей. Джим и Уильям Рейды еще раз доказали свой профессиональный класс и творческую оригинальность. Но даже трижды высокий профессионализм не превратил их в кротких овечек. Отправившись в свой первый масштабный тур по Северной Америке, Jesus & Mary Chain сумели отличиться: в Торонто Джима Рейда арестовали за то, что он использовал стойку микрофона для расправы со слушателями.
Коллекция би-сайдов 1988 года "Barbed Wire Kisses" финишировала в английском Тор 10 - как всегда, скандальный имидж положительно сказывался на коммерческих показателях. Свежий сингл "Sidewalking", гремучий и убийственно тяжелый, подсказывал, что будущий альбом окажется крепким орешком. Лонг-плей "Automatic" 1989 года действительно оттолкнул многих слабонервных слушателей, зато другие превозносили его до небес.
Отказавшись от живых барабанов и заменив их синтезированными битами, команда выдала на-гора лихо закрученную подборку очень громких, очень плотных, загроможденных шумами треков. Главными действующими лицами во время студийных сессий стали Джим и Уильям Рейды, записавшие партии почти всех инструментов. От услуг барабанщика они отказались не только в студии, но и во время гастролей, обходясь кассетой с записанными партиями ударных. В таком виде они совсем не понравились публике, так что вскоре решили вернуться к живым ударным и пригласили Ричарда Томаса (Richarda Thomas). Он провел в коллективе два года, уступив в 1991 году свой пост Стиву Монти (Steve Monti).
Многомесячные выматывающие гастроли, активное и переходящее все границы "расслабление", периодические кадровые перестановки не могли не повлиять на рабочую обстановку в команде. Задействовав остатки пороха, Jesus & Mary Chain в 1992 году издали новый хит-сингл с панковским уклоном "Reverence", который вызвал нездоровый ажиотаж на телевидении, наложившем на песню цензурный запрет из-за строчек: "Я хочу умереть, как Иисус Христос, я хочу умереть, как JFK". Очередной студийный альбом носил название "Honey's Dead" (1992) и отличался на редкость классными партиями ударных - заслуга профи высокого уровня Стива Монти. Активизируя отношения с американскими фанами, команда отправилась в турне в рамках передвижного фестиваля Lollapalooza II, составив компанию Dinosaur Jr, My Bloody Valentine и
Blur.
На мини-диске 1993 года "The Sound of Speed" была представлена композиция "Snakedriver", которая прозвучала в фильме Брэндона Ли (Brandon Lee) "The Crow". Мини-диск засветился в английском Тор 30, а одноименный лонг-плей, опубликованный только в Великобритании, добрался до 15-й строки хит-парада.
Очень неплохо чувствовал себя в европейских и заокеанских чартах и альбом 1994 года "Stoned & Dethroned", на котором доминировал акустический саунд, гораздо более спокойный, чем обычно, склонявшийся к фольку и кантри. Диск пересек нижнюю границу Тор 100 США - это лучший результат за всю историю общения JAMC с американской публикой. Отметился в сотне хитов и сингл "Sometimes Always", дуэт с Хоуп Сандовал (Hope Sandoval) из группы Mazzy Star.
Композиция "I Hate Rock 'n' Roll", разыгранная по всем правилам невменяемой звуковой атаки, которую команда практиковала в лучшие свои времена, остается украшением коллекции би-сайдов "The Jesus and Mary Chain Hate Rock 'n' Roll".
Дебют на новом лейбле Sub Pop, "шизофренический и страстный" альбом 1998 года "Munki", в котором эхом отозвались лучшие моменты прошлых записей, оказался лебединой песней команды. Последовавший промо-тур был больше похож на грызню кошки с собакой, чем на лебединую песню. Как это часто случалось в "братских" группах, у братьев Рейдов сдали нервы. В сентябре 1999 года во время шоу в знаменитом лос-анжелесском клубе "House of Blues" Джим и Уильям минут 15 выясняли отношения прямо на сцене. Сразу после этого исторического концерта, в разгар гастролей, Уильям Рейд откололся от коллектива. Остаток концертов по Соединенным Штатам и Японии группа откатала без него. А в октябре 1999 года Jesus & Mary Chain проинформировали заинтересованную общественность о том, что сходят с дистанции.
Джим вскоре собрал новую команду Freeheat, а Уильям решил больше не связывать себя узами коллективного творчества и выступал с приглашенными музыкантами под именем Lazycame. На этом история JAMC заканчивается - предпосылок к тому, что музыканты когда-нибудь опять соберутся вместе, пока не наблюдается.